Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон Дмитрий Хворостовский. Неофициальный сайт Дмитрий Хворостовский. Музыка. MP3. Видео. Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон
Из мира музыки

Джузеппе ВЕРДИ, Giuseppe VERDI

теги: Джузеппе ВЕРДп   Giuseppe VERDI   композитор   опера   Травиата   Макбет   Разбойники   I Masnadieri   Риголетто   Rigoletto   Трубадур   Il Trovatore   Симон Бокканегра   Simon Boccanegra   Дон Карлос   Don Carlo   Бал-маскарад   Un ballo in maschera    

Джузеппе Верди, Giuseppe Verdi

 

VERDI, Giuseppe

ВЕРДИ, Джузеппе

1813-1901

Родился в семье трактирщика в деревне Ле Ронколе, в северной части Ломбардии, которая входила в состав Пармского герцогства. Начал заниматься музыкой с церковным органистом, позже продолжил образование в музыкальной школе соседнего города Буссето. К пятнадцати годам Джузеппе хорошо играл на органе и фортепьяно, к этому времени относятся и первые композиторские опыты.
Летом 1832 года Верди предпринимает попытку поступить в Миланскую консерваторию, окончившуюся неудачно. Верди стал заниматься с одним из преподавателей консерватории, известным музыкантом Винченцо Лавинья. Под его руководством он занимался гармонией и полифонией. Будучи "maestro di cembalo" театра "Ла Скала", Лавинья предоставил своему ученику возможность бесплатно посещать театр, в котором лучшими певцами того времени исполнялись оперы Беллини, Доницетти, Россини. Летом 1835 года Верди возвращается в Буссето, чтобы в качестве "maestro di musica" возглавить музыкальную жизнь города. В это время он продолжает сочинять музыку, предпринимая первые попытки в жанре оперы. В 1839 году Верди возвращается в Милан, где 17 ноября состоялась премьера его оперы "Оберто". Успех был значительный.

Оперы 40-х годов - " Набукко" (1841), "Ломбардцы" (1842), "Эрнани" (1844), "Аттила" (1846), «Битва при Леньяно» (1849) принесли ему широкую известность в Италии. Написанные на исторические сюжеты, оперы Верди были созвучны общественным событиям, происходившим в стране в эти годы. Хоры из них звучали на улицах городов, спектакли превращались в манифестации борцов за единство и независимость Италии.

В 50—60-е гг. Верди достиг мировой славы, создав такие оперные шедевры, как "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), «Травиата" (1853), "Сицилийская вечерня" (1854), "Бал-маскарад" (1859). Не все из них были приняты публикой и критиками одинаково. Огромный резонанс вызвала премьера "Риголетто" - кто-то, выходя, напевал "La donna e mobile" ("Сердце красавицы..."), кого-то поразил финальный квартет. Эстеты протестовали против горбуна на оперных подмостках, но сам Верди считал, что никогда не напишет ничего лучшего. Безоговорочный успех с самой премьеры сопутствовал мрачноватому "Трубадуру" с его запутанным сюжетом и прекрасной музыкой. "Травиата", либретто которой опиралось на "Даму с камелиями" Александра Дюма-сына, далеко не сразу удостоилась признания. Премьера, состоявшаяся в Венеции, практически провалилась. Причин было много: это и не совсем удачный выбор исполнителей, и неготовность зрителей наблюдать на сцене современную им жизнь (действие оперы происходит в Париже в 1846 году), и, по мнению многих, общая "аморальность" сюжета. Однако через некоторое время произведение завоевало популярность в других странах, а затем и в Италии.

В 1861 году Верди создает по заказу российской Дирекции Императорских театров оперу "Сила судьбы". Для руководства постановкой композитор в 1861-62 гг. дважды приезжал в Россию, побывав в Москве и Петербурге.
Опера "Дон Карлос" (1867) писалась композитором в его поместье Сант-Агата, близ родных мест. Рассчеты на спокойную работу не сбылись - началась война Италии с Австрией. "Эта опера рождается среди огня и пожара...", - писал Верди в письме. Написанная для парижской"Гранд-Опера", опера вышла довольно громоздкой и не пользовалась успехом в первоначальной редакции. Значительно позже опера была сильно переработана. Музыка "Дон Карлоса" во многом предвосхищает другой гениальный шедевр Верди - "Аиду".

Одна из лучших опер Верди была создана в 1870 г. по заказу египетских властей. Сценарий, написанный французским египтологом О.Мариеттом, необычайно увлек композитора, первоначально не склонного браться за выполнение заказа. Письма Верди этого периода поражают вниманием, которое он уделяет каждой мелочи, каждой детали, связанной с работой над оперой. При всей красочности, сюжет "Аиды", в отличие от многих предыдущих произведений, довольно прост, музыка же полна совершенства и разнообразия. Эта опера представила драгоценный сплав всего, что было достигнуто композитором прежде и одновременно открывала пути в будущее. Премьера в Каире 24 декабря 1871 года прошла с ошеломляющим успехом. В феврале в "Ла Скала" состоялась итальянская премьера, а затем опера триумфально обошла все ведущие оперные сцены.

В 1873 году умер известный итальянский литератор Алессандро Мандзони. С его творчеством, пронизанным патриотизмом, Верди впервые познакомился еще в юности, в 60-х годах они встречались лично. "С ним закатилась наша слава, самая чистая, самая священная, самая высокая", - так отозвался на эту потерю композитор. Верди посвятил памяти Мандзони "Реквием" - наиболее значительное из своих неоперных сочинений.

Находясь в расцвете своего дарования, Верди неожиданно практически перестал сочинять. Значительное время он проводит в своем поместье, не часто выезжая и лишь на зиму переезжая в Геную. Композитор, пристально наблюдает за происходящими вокруг переменами, участвует в общественной и музыкальной жизни страны. Его волнует судьба итальянской оперы на фоне повального увлечения музыкой Вагнера. Возможно, именно размышления о путях развития оперы и подтолкнули Верди к возвращению к активной композиторской деятельности. Либретто для нового произведения написал Арриго Бойто (1842-1918), поэт и композитор, получивший известность как автор оперы "Мефистофель" (1868). Примечательно, что Бойто, принадлежа к молодому поколению музыкантов, был одним из тех, кто ранее отрицал искусство Верди, считая его бесплодным продолжением старой традиции. Работа над "Отелло" (по Шекспиру) началась в 1881 году, но лишь в конце 1886 этот новый шедевр был завершен. Премьера 5 февраля 1885 года прошла, как национальное торжество.

В 80-летнем возрасте Верди снова обратился к творчеству Шекспира. По либретто Бойто на сюжет комедии Шекспира "Виндзорские проказницы" он создал оперу "Фальстаф" (1892). Этой опере суждено было стать последней. Всего перу Верди принадлежат 26 опер.

Композитор скончался 27 января 1901 года. Он был в скромной обстановке похоронен на миланском кладбище. Позднее, в соответствии с последней волей композитора, прах его и его жены Джузеппины Стреппони-Верди, был перенесен в часовню миланского дома престарелых музыкантов, которому Верди завещал большую часть средств. Церемонию сопровождало более трехсот тысяч человек, произведения Верди исполнял девятисотголосный хор, возглавляемый Артуро Тосканини.

 

Список сочинений Дж. Верди

 

Оперы
  • Оберто, граф Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio)
  • Король на час (Un giorno di regno)
  • Набукко (Nabucco)
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi alla prima crociata)
  • Эрнани (Ernani)
  • Двое Фоскари (I due Foscari)
  • Джованна д'Арко (Giovanna d'Arco)
  • Альзира (Alzira)
  • Аттила (Attila)
  • Макбет (Macbeth)
  • Разбойники (I Masnadieri)
  • Корсар (Il Corsaro)
  • Битва при Леньяно (La Battaglia di Legnano)
  • Луиза Миллер (Luisa Miller)
  • Стиффелио (Stiffelio)
  • Риголетто (Rigoletto)
  • Трубадур (Il Trovatore)
  • Травиата (La Traviata)
  • Сицилийская вечерня (I vespri siciliani)
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera)
  • Сила судьбы ( La Forza del destino)
  • Дон Карлос (Don Carlo)
  • Аида (Aida)
  • Отелло (Otello)
  • Фальстаф (Falstaff)
  • Реквием (Messa da Requiem)




Из мира музыки

Интерактивный глобус
Галерея
Для Firefox, Chrome

Ссылки


 
новости, афиша | биография | музыка | видео | публикации | фото | форум | тексты, ноты

Администрация сайта admin@hvorostovsky.su
Техническая поддержка support@hvorostovsky.su

Разработка и дизайн © Alrau@list.ru 2004-2010
В оформлении сайта использованы фотографии Павла Антонова

Rambler's Top100 Яндекс цитирования