«Опера превратилась в бизнес»

Аватар пользователя
fre saint
Администратор
Администратор
Сообщений: 28696
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 12:43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1711 раза
Поблагодарили: 2056 раза
Контактная информация:

«Опера превратилась в бизнес»

Сообщение fre saint » 28 июл 2016, 11:19

Назвала тему заголовком интервью с Ричардом Бонингом (2013 г)
_http://www.belcanto.ru/13092101.html
Может это где-то и звучало раньше. но я не видела, прощу прощения если повтор.

— .....Как Вы оцениваете практику сегодняшней оперы?
— Основная проблема в современном оперном театре – это неподготовленные, недоученные вокалисты. Сырые, недоделанные голоса, по причине чего они не могут петь большой репертуар, а если всё-таки берутся за него, то быстро надрываются и выходят из строя. Плохие педагоги выпускают некачественный продукт, а театры берут эту незрелую молодежь, нагружают ее партиями, эксплуатируют молодые голоса и молодые лица, а потом быстро выплевывают как отработанный материал. Профессия оперного певца сегодня окружена ореолом гламура, все думают о славе, о деньгах, о контрактах, но никто не хочет понять, какой это тяжелый труд.
— Вы много лет работали в оперных театрах мира. Вам нравится то, что сегодня там происходит?
— Я расцениваю то, что сегодня происходит в опере как катастрофу. Искажается сама суть оперного жанра и это печально. Чудовищные постановки разрушают мир оперы, отучают людей от того прекрасного, что способна дать опера. Это полный упадок и разложение. Поэтому я так редко сегодня дирижирую в опере, хотя очень люблю театр – это просто стало невыносимо.
— Почему так произошло?
— Я вижу причину в громадном эгоизме режиссеров, которые хотят только самовыражения, а что такое уважение к автору – они не знают и не хотят знать. Если мы придём в музей и увидим античные или ренессансные скульптуры, одетые в джинсы, не думаю, что многим это понравится, а в оперном театре сегодня такое впечатление, что ты попал в сумасшедший дом, когда действие, например, «Свадьбы Фигаро» почему-то разворачивается в магазине сэконд-хэнд. Неуёмные амбиции режиссёров – причина того, что не далек тот день, когда оперный жанр вовсе вымрет.
— Вы сделали очень много для репертуара бельканто. Есть ли у него будущее сегодня?
— Мне кажется, что с операми бельканто вообще происходит катастрофа. Именно они страдают более всего от режиссёрского произвола, потому что именно в них важно пение как таковое, его красота и совершенство. Там вся суть театра – в пении. Современные режиссёры – малограмотные люди, они ничего не знают о голосах, ничего не понимают в пении и для них эстетика бельканто – как нечто лишнее, мешающее их самовыражению. Поэтому я вообще не вижу перспектив у этого направления в опере, где всё основано на вокале, которому сегодня придают так мало значения.


Расценивает происходящее сегодня в опере как катастрофу. Такого я еще не слышала :roll:
Если в мире есть любовь,то у нее твой голос

Только искусство может примирить человека с жизнью
Sol lucet omnibus

Аватар пользователя
kalinka
Косматый Пых
Косматый Пых
Сообщений: 5287
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 02:45
Благодарил (а): 231 раза
Поблагодарили: 204 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение kalinka » 28 июл 2016, 12:50

И снова все упирается в режиссерский произвол.

Ja, du weißt es, teure Seele,
Daß ich fern von dir mich quäle,
Liebe macht die Herzen krank,
Habe Dank.

Аватар пользователя
Vita
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 6261
Зарегистрирован: 25 апр 2011, 17:08
Откуда: Небольшой зелёный городок.
Благодарил (а): 1504 раза
Поблагодарили: 1892 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Vita » 28 июл 2016, 18:56

kalinka писал(а):И снова все упирается в режиссерский произвол.

К сожалению, но это так.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и синий кругозор
Вы не сон-счастье?Я-быль, к счастью
Покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда

Аватар пользователя
Renata
"... и швец, и жнец..."
"... и швец, и жнец..."
Сообщений: 5576
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 14:52
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 976 раза
Поблагодарили: 1297 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Renata » 28 июл 2016, 19:29

Фре, спасибо за это интервью. Для меня оно тоже новое. По поводу оперы в нем всё сказано предельно конкретно.
Но эти слова все-таки, наверное, больше относятся к оперным театрам не первого класса? Хотя и МЕТ, и Венская опера стала этим грешить, просто мы не особо за ними следим. Например, та же Надин Сьерра - поет уже и Джильду, и Илию, практически она с них начала, а что дальше?
fre saint писал(а):Основная проблема в современном оперном театре – это неподготовленные, недоученные вокалисты.
Так и есть. Пока голос молодой - он будет звучать и даже технически он способен выдержать и тесситуру, и пассажи, и скачки, и вроде никаких проблем не заметно, и в этом кроется как бы самообман для вокалиста. Да и обман для педагога, который либо не слышит, что ученик не верно формирует звук, либо слышит, но не говорит это ученику, потому что ученик не может понять педагога или педагог не знает как исправить проблему. И вот на таком "от природы" звучащем голосе можно петь несколько лет. Но потом, если неправильно заниматься и петь непосильный репертуар - неизбежно голос стирается, разбалтывается, стареет - и всё, вокалист никому не нужен. И тут уж не до высот интерпретации образов, если голос "не слушается".
fre saint писал(а):никто не хочет понять, какой это тяжелый труд
Да, точно.
fre saint писал(а):Я вижу причину в громадном эгоизме режиссеров, которые хотят только самовыражения,

fre saint писал(а):Чудовищные постановки разрушают мир оперы, отучают людей от того прекрасного, что способна дать опера.
Хе, а вот тут наверное, не все так прямолинейно. Режиссер - один, певцов в спектакле (солистов) - от силы десяток, а мест в зале, которые должны быть заполнены - условно 1500. Так кто будет "заказывать музыку"? Понятно, что те, кто заплатил за билеты. А что надо сделать, что эти 1500 человек каждый вечер купили свои места в зале? Видимо, надо сделать то, что они еще не видели, любой эпатаж, любой скандал - это только на руку кассе.
Далее. Не думаю, что "чудовищные" постановки способны отучить людей от прекрасного. Они отучаются от прекрасного с детства. Никто же не думает об этом - по ТВ классики нет, в машинах родители слушают шансон в лучшем случае, радио дома никто давно не имеет. Слуховой опыт таких детей, которые станут взрослыми - однобокий, им давно не нравится классика в чистом виде. Вот и вынуждены режиссеры и певцы исполнять "социальный заказ" на всякого рода "креативные" постановки.
Кстати, сегодня шла мимо детского сада, причем, не самого плохого, недавно открытого - обратила внимание, что дети (лет 3-4) играли на площадке под очень громкие звуки какого-то поп-рок-ансамбля (точно не знаю, но саб-буфер просто бил по ушам даже мне), который заглушал любые голоса, другие звуки (птиц, ветра, и т.д.). И это как, нормально? Уши у таких детей не будут воспринимать ничего другого, мне так кажется.
fre saint писал(а):Именно они страдают более всего от режиссёрского произвола, потому что именно в них важно пение как таковое, его красота и совершенство. Там вся суть театра – в пении.
Автор видит проблемы только в режиссерах и певцах. А третья часть любого театра? Это - слушатели, аудитория, а грубо сказать - касса. Ну, и вот, что получается. Публике наплевать на совершенство пения - она не ощущает качества, она не слышит разницы, красиво поет певец или нет, совершенство на сцене или нет - да фиолетово большинству, если только это не "раскрученное" имя. И все это прекрасно понимают, только в интервью это нельзя опубликовать, потому что "опустить" публику слишком финансово накладно, чем пнуть режиссеров и певцов.
Да если певица не спела половину верхних нот или смазала все пассажи - никто особо не услышит. Если она поет красивую арию, просто стоя на сцене на коленях - половине зала будет скучно и неинтересно. А вот если при этом эпатаж на грани фола - милое дело, сразу внимание переключится с несовершенного вокала (никто и слушать не будет, плевать, что она там ноет) на действие, всё будет воспринято на "ура", тут и поговорить будет о чем, и нервишки пощекочет.
Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума

Аватар пользователя
Renata
"... и швец, и жнец..."
"... и швец, и жнец..."
Сообщений: 5576
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 14:52
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 976 раза
Поблагодарили: 1297 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Renata » 28 июл 2016, 20:02

Добавлю, что не опера должна воспитывать вкус. Это называется "телега впереди лошади".
Ребенок в настоящую оперу придет в самом лучшем, исключительном, случае не ранее 7 лет (у нас так, на вечерние спектакли). А обычно - лет в 16 и позднее. К тому времени его вкус уже практически сформирован на всю оставшуюся жизнь.
Если только не встретится на его пути случайно такой исполнитель как ДХ, к примеру, который может повернуть уши в другую плоскость [smile], фигурально выражаясь. В оперу приходят люди совершенно определенного воспитания, которое начинается с самого детства. Даже те, кто в опере поет, в большинстве своем приходят к пению в опере изначально не потому, что им нравится театр, а потому, что они любят именно петь, им нравится пение в оперной манере, нравятся эти звуки поставленного голоса, сама эмиссия звука и т.д. И только потом они приходят (или их подводят, обучая) к тому, что в театре надо еще не только петь, но и играть как драматический актер, и не всем это удается без потерь.
И со слушателями в большинстве своем - так же, я думаю. В оперный театр по собственному желанию придут только те, кто любит именно голоса, именно пение, а не драматическую игру (кто любит актерство - пойдут в обычный театр). И если в опере еще и хорошие певцы-актеры - это приятно, это удача, это сразу повышает уровень спектакля на порядок. Но таких слушателей очень мало, они не могут заполнять зал каждый день.
А вот как заманить в оперу людей "не по собственному желанию", чем их "купить" - эту задачку каждый театр решает в силу своего бюджета.
Мне даже иногда кажется - почему Шаляпин стал великим певцом, почему он стал так исполнять партии? Понятно, что причин масса, но есть одна, о которой мало кто вспоминает. Потому что он работал в Частной опере, где надо было чем-то привлекать зрителей, где (при всем меценатстве Саввы Мамонтова) надо было "делать кассу", где была прямая конкуренция с Императорским театром, в котором певцы "служили" и который жил на казенных деньгах, особо не заморачиваясь продажами билетов. И появление Шаляпина в опере с обнаженным торсом (рисунок Головина есть в образе Мефистофеля, если я не путаю) - это тоже был в то время не слабый такой эпатаж, между прочим.
Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума

Аватар пользователя
Vita
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 6261
Зарегистрирован: 25 апр 2011, 17:08
Откуда: Небольшой зелёный городок.
Благодарил (а): 1504 раза
Поблагодарили: 1892 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Vita » 28 июл 2016, 22:09

Renata писал(а):И со слушателями в большинстве своем - так же, я думаю. В оперный театр по собственному желанию придут только те, кто любит именно голоса, именно пение, а

Как же мало таких людей! Беседуешь вроде бы с образованным человеком, а как доходит дело до разговоров о музыке, так слышишь:"Скучно, не понимаю и т.п.". Вот такие нынче времена, как говаривает Владимир Познер. И чтобы найти собрата по духу, ой как надо постараться! Да не всегда те старания оканчиваются результативно. Слава богу есть место, где можно поговорить на общие темы! :love: Ура!
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и синий кругозор
Вы не сон-счастье?Я-быль, к счастью
Покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда

Аватар пользователя
kalinka
Косматый Пых
Косматый Пых
Сообщений: 5287
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 02:45
Благодарил (а): 231 раза
Поблагодарили: 204 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение kalinka » 29 июл 2016, 01:27

Публику, конечно, нужно воспитывать. На лучших образцах, в том числе оперных. Катастрофа, если воспитывать станет не на чем. Скандал всегда хорошо продается. Но я все-таки в этом плане оптимист. Искусство вечно, а скандал - это так, временно.

Ja, du weißt es, teure Seele,
Daß ich fern von dir mich quäle,
Liebe macht die Herzen krank,
Habe Dank.

Аватар пользователя
Renata
"... и швец, и жнец..."
"... и швец, и жнец..."
Сообщений: 5576
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 14:52
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 976 раза
Поблагодарили: 1297 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Renata » 29 июл 2016, 09:04

kalinka писал(а):Публику, конечно, нужно воспитывать. На лучших образцах, в том числе оперных.
Вот тут собака и зарыта. До того, как люди станут "публикой в оперном театре" - они уже должны быть воспитаны, минимально подготовлены, заинтересованы. Иначе до категории "публики" они не доживут просто. И конечно эту дилемму не решить одним способом. Тем, кто хочет слушать голос, оперу - не нужен эпатажный режиссер, они с радостью придут на самый классический спектакль. Но таких очень мало. А тем, кого пытаются залучить в театр любым способом хотя бы один раз в жизни - только скандал и интересен. И всё бы ничего, пусть бы существовало два параллельных мира этой самой публики. Но музыкантам и певцам это выходит боком.

Хотя, наверное, краски сгущать тоже ни к чему. Видимо, все давно приспособились с такому положению вещей: есть армия певцов (и как правило молодых) для скандальных и "современных" постановок, они не привередливы, делают на сцене что скажут, поют как могут, самовыражаются, успех имеют - и счастливы. А для настоящих топ-певцов есть ниша по-настоящему хороших театров и режиссеров - небольшая, элитарная, для настоящей оперной публики, поклонников классической оперы, в которую не возьмут выходцев из первой группы. А певец из второй ниши - никогда не опустится на уровень первой группы. Параллельные реальности.
kalinka писал(а):Искусство вечно, а скандал - это так, временно
Да, истина остается неизменной - Ars longa, vita breve. Настоящее искусство - вечно, а жизнь спектаклей по потребу кассе (как и вокалистов, участвующих в них) - коротка.
Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума

Аватар пользователя
fre saint
Администратор
Администратор
Сообщений: 28696
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 12:43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1711 раза
Поблагодарили: 2056 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение fre saint » 29 июл 2016, 09:38

Увы.... нет ничего более постоянного, чем временное. Тревога маэстро оправдана - мы наверное последнее поколение зрителей второй группы.
Renata писал(а):А певец из второй ниши - никогда не опустится на уровень первой группы
В единственном числе - певец - как это символично. Эта группа тоже редеет на глазах и уйдет вместе с нами. Боюсь что немного сейчас можно назвать молодых певцов, готовых хотя бы в перспективе работать в ней. Опера либо изживет себя как жанр, либо - что более вероятно - останется вот такой скандальной и малоголосой. А классические постановки..... ну да, где-то они будут всплывать время от времени, но для публики - мило и неинтересно - как старое советское кино :cray:
Если в мире есть любовь,то у нее твой голос

Только искусство может примирить человека с жизнью
Sol lucet omnibus

Аватар пользователя
kalinka
Косматый Пых
Косматый Пых
Сообщений: 5287
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 02:45
Благодарил (а): 231 раза
Поблагодарили: 204 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение kalinka » 29 июл 2016, 11:19

Как-то совсем грустно :sad: Но нет, все равно не хочу думать о плохом.

Ja, du weißt es, teure Seele,
Daß ich fern von dir mich quäle,
Liebe macht die Herzen krank,
Habe Dank.

Аватар пользователя
Vita
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 6261
Зарегистрирован: 25 апр 2011, 17:08
Откуда: Небольшой зелёный городок.
Благодарил (а): 1504 раза
Поблагодарили: 1892 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Vita » 29 июл 2016, 16:49

kalinka писал(а): все равно не хочу думать о плохом.

О плохом всегда не хочется думать. Но стоим мы на земле, живем и видим, что бизнес, деньги всё сжирают на своём пути. Готовы на сцене чудище болотное показывать, лишь бы публика шла. А кто ходит на скандальные постановки? Публика, воспитанная на классике, не пойдёт, даже если там поёт звёздный состав. Лучше не видеть, не слышать и сохранить уважение к исполнителям. [yes]
fre saint писал(а): - мы наверное последнее поколение зрителей второй группы

Думаю, что так оно и есть,хотя в душе теплится надежда на лучшее.
Renata писал(а):До того, как люди станут "публикой в оперном театре" - они уже должны быть воспитаны, минимально подготовлены, заинтересованы. Иначе до категории "публики" они не доживут просто

А кто их будет воспитывать? На чем? Ребёнок рождается, а ему уже припасли попсу. Колыбельные песни на стихи поэтов уже не в почете. Музыкальное образование получить трудно из-за высокой стоимости муз. инструментов и уроков в муз. школе. Культурная жизнь кипит только в столице и крупных городах.Вот и вынуждены ехать туда люди даже из самых отдалённых мест нашей страны. Не хлебом же единым...
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и синий кругозор
Вы не сон-счастье?Я-быль, к счастью
Покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда

Аватар пользователя
fre saint
Администратор
Администратор
Сообщений: 28696
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 12:43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1711 раза
Поблагодарили: 2056 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение fre saint » 29 июл 2016, 16:57

Vita писал(а):А кто их будет воспитывать? На чем?
Вот о том и речь....
Если в мире есть любовь,то у нее твой голос

Только искусство может примирить человека с жизнью
Sol lucet omnibus

Аватар пользователя
Renata
"... и швец, и жнец..."
"... и швец, и жнец..."
Сообщений: 5576
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 14:52
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 976 раза
Поблагодарили: 1297 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Renata » 29 июл 2016, 20:27

О том, что опера умирает, бельканто в загоне, певцов почти не осталось, а те, что есть, и в подметки не годятся прежним - почти слово в слово писал еще К.С. Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве". Сто лет прошло - и мы всё о том же говорим и читаем. [smile] Может, не так все плохо?
Я вспоминаю себя 37-38 лет назад - тогда в оперном театре я побывала на всех оперных спектаклях. В зале были пожилые пары и женщины, молодежи типа меня было очень мало. И что сейчас в нашей опере? Да всё примерно то же - в основном люди околопенсионного возраста, молодежи мало. Но это значит, что сейчас в театре просто бывшая молодежь, которую раньше было практически незаметно. Значит, не все было плохо, и я думаю, что не все критично сейчас.
Vita писал(а):Музыкальное образование получить трудно из-за высокой стоимости муз. инструментов и уроков в муз. школе.
Это не только сейчас, это всегда так было. Музыкальная школа всегда было платной и прилично. За меня в последних классах ДМШ родители платили 24 руб/месяц. Это была ощутимая сумма. Ноты, пластинки всегда стоили далеко не копейки. Это сейчас можно отксерить или скачать в интернете, а раньше покупали сборники, да еще и при командировках в Москву мой педагог вручала отцу список нот, которые ей и мне надо. И музыкальный магазин на ул. Герцена он посещал первым делом. Инструменты (ф-но) тоже стоили немалых денег, да еще их не было, надо было записываться и ждать очередь полгода-год. На ширпотребовских скрипках, гитарах, балалайках и т.д., изготовленных на мебельных фабриках из отходов производства, играть можно было только уж совсем начинающим; потом стремились купить мастеровые инструменты, стоившие на 1-2 порядка дороже.
Vita писал(а):Культурная жизнь кипит только в столице и крупных городах.
Да, ситуация в большом городе кардинально отличается, тут сложно возразить. Поэтому у меня немного больше оптимизма [smile]
fre saint писал(а):Боюсь что немного сейчас можно назвать молодых певцов, готовых хотя бы в перспективе работать в ней.
Это очень тонкая вещь, тут парой записей на ютубе не обойтись, чтобы оценивать перспективы развития любого певца. Об этом автор интервью говорит. И суть в том, что молодого певца надо выращивать очень постепенно, надо его вести, правильно выбирать репертуар. Это как правило дирижеры, режиссеры в опере. И карьеры Каллас, Сазерленд - тут классический пример. Да та же Вишневская, которую "вёл" в театре Мелик-Пашаев. Пример Нетребко тут очень показателен. Никто в 20-22 года и не "видел" в ней певицу мирового уровня, кроме Архиповой и Гергиева. Кто бы что не говорил, а именно Гергиев вырастил эту певицу и вывез ее на мировые сцены, помог ей в самом начале, а дальше она уж сама двинулась, но и ей потребовалось 10 лет, чтобы войти в европейский оперный репертуар. "Перспективу" Нетребко в 1993 году увидела одна Архипова, которая дала ей первую премию на конкурсе им. Глинки. Никто её тогда практически не понял и все решили, что "Ирина Константиновна странная". Вдовин об этом недавно на Культуре в лицах повествовал, даже смешно было.
Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума

Аватар пользователя
fre saint
Администратор
Администратор
Сообщений: 28696
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 12:43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1711 раза
Поблагодарили: 2056 раза
Контактная информация:

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение fre saint » 30 июл 2016, 14:30

Renata писал(а):Но это значит, что сейчас в театре просто бывшая молодежь, которую раньше было практически незаметно.
Все правильно. Но не забывай на чем выращивалась та молодежь. И не только наше, но и предыдущие поколения, начиная с серебряного века. Если книги, то классика, если эстрада, то качественная. А сейчас ни книг, ни эстрады. Хотя названия остались. Вот то же и оперу ждет - одно название.
Никому не навязываю своего мнения, просто делюсь им. Другая нынче молодежь, как ни банально звучит. И та редкая прослойка (например наша Катя или Лиалина) сильно погоды не сделают.
Если в мире есть любовь,то у нее твой голос

Только искусство может примирить человека с жизнью
Sol lucet omnibus

Аватар пользователя
Vita
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 6261
Зарегистрирован: 25 апр 2011, 17:08
Откуда: Небольшой зелёный городок.
Благодарил (а): 1504 раза
Поблагодарили: 1892 раза

Re: «Опера превратилась в бизнес»

Сообщение Vita » 30 июл 2016, 18:03

fre saint писал(а):Другая нынче молодежь, как ни банально звучит. И та редкая прослойка (например наша Катя или Лиалина) сильно погоды не сделают.

Абсолютно верно. [yes]
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и синий кругозор
Вы не сон-счастье?Я-быль, к счастью
Покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда


Вернуться в «Театры, постановки, концерты»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

cron