Дон Карлос. Любителям оперы и в преддверии...

Аватар пользователя
Vita
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 5497
Зарегистрирован: 25 апр 2011, 17:08
Откуда: Небольшой зелёный городок.
Благодарил (а): 3688 раза
Поблагодарили: 3976 раза

Дон Карлос. Любителям оперы и в преддверии...

Сообщение Vita » 28 окт 2016, 17:43

"Дон Карлос" был заказан Верди в ноябре 1865 года директором Большой оперы в Париже. Французское либретто написали Ж.Мери(1798-1866) и К. дю Локль(1832-1903). Опера была закончена в сентябре1866года. Премьера состоялась 11 марта и прошла без особого успеха. Для постановки в Италии в том же году был сделан перевод, повлекший за собой некоторые изменения и переделки в музыке. В 1882-1883 годах Верди значительно переработал оперу. В создании новых сцен принимал участие либреттист "Аиды"А. ГисланциониЭта редакция, поставленная на сцене Миланского театра,много короче первой. Вместо 5 актов-четыре, убраны балетные сцены, так характерные для французской "большой оперы". Затем ещё при жизни Верди, но без его участия, была сделана третья редакция, восстановившая первый акт по французскому варианту. В настоящее время опера ставится в смешанной редакции.Цель всех этих изменений-максимальное приближении оперы к первоисточнику-трагедии Ф. Шиллера. Использовав историческую легенду, далекую от современности, но популярную на протяжении 17-18 веков, Шиллер придал ей политическую окраску. В соответствии со спецификой оперного жанра, либреттисты сократили публицистические монологи, в связи с чем резко уменьшилась роль маркиза ди Позы-главного, но слишком риторичного героя драмы Шиллера. Однако свлбодолюбивый дух рьесы в опере сохранен и даже усилен, благодаря введению отсутствующих у Шиллера массовых сцен, показу народа-стадающего и бунтующего.
Композитор с замечательным мастерством раскрыл сложные, противоречивые переживания действующих лиц, их острые столкновения.
Первый акт проникнут светлым, радостным настроением.Центральное место занимает лирический дуэт Карлоса и Елизаветы, обрамленных хором охотников и праздничным гимном. Дуэт открывает спокойная оркестровая тема. Взволнованной мелодии Елизаветы "Закралось в душу тайное смущенье" контрастирует завершающая широкая мелодия, полная страстного чувства, в которой сливаются голоса героев, охваченных единым порывом. Во втором акте мрачное оркестровое вступление и ария Монаха с хором определяют эмоциональную атмосферу всей первой картины. Быстрая смена настроений отличает дуэт Карлоса и Родриго, его венчает героическая клятва дружбы"Ты, кто посеял в сердцах"...Вторая картина открывается беззаботным хором придворных дам, к которому примыкает "Песня о покрывале" Эболи с характерными восточными мелодическими оборотами и украшениями. Оригинально последующее концерттино, где учтивым светским фразам Родриго и Эболи противопоставлены речитативные реплики смущенной Елизаветы.(она читает записку Карлоса) В центре этой сцены-романс Родриго"Все мы на принца с верой взираем" с певучей благородной мелодией. Дуэт Карлоса и Елизаветы начинается печальной протяжной мелодией" Пришел просить я милости у королевы", в конце дуэта прорываются бурные драматические чувства.
Заключительный дуэт Филиппа и Родриго-развернутая сцена-диалог, построенная на частой смене речитативных фраз.
Третий акт состоит из двух картин-лирической камерной и драматической массовой.Оркестровая прелюдия первой картины в духе ноктюрна развивает мелодию Карлоса, рисуя его мечты о Елизавете.
Те же настроения сохраняются в дуэте Карлоса и Эболи. тревожные раздумья героев перед трагическими событиями воплощены в терцете Эболи, Карлоса и Родриго. Грандиозный финал(вторая картина) третьего акта-одна из лучших массовых сцен Верди. Её открывает и замыкает торжественный хор народа, обрамляющий мрачное шествие осужденных.В центре-драматическая сцена с фламандскими депутатами. Их скорбная мелодия перерастает в большой ансамбль, где гневным фразам короля и монахов противостоят мольбы остальных героев и народа.
В четвертом акте драматизм нарастает.Интродукция и монолог Филиппа"Нет, не любила меня" раскрывают душевные муки короля, скорбные мелодии оркестра сменяются выразительным речитативом, переходящие в широкие напевные фразы. Некоторое успокоение наступает в квартете, где приглушенным репликам "про себя" Филиппа, Эболи и Родриго противостоит широкая мелодическая линия Елизаветы. Завершает картину драматическая ария Эболи"О дар проклятый, о красота", характеризующий её страстную, неукротимую натуру. Смерть Родриго и мятеж-таково содержание второй картины четвертого акта. Образ Родриго раскрывается здесь с лирической стороны-в мягких, певучих мелодиях. Последний акт завершает драму Елизаветы и Карлоса. Мрачные хоральные аккорды предшествуют большой арии Елизаветы"Ты, познавший тщету всех надежд и стремлений". Строгий, скорбный напев, переходящий в широкую, словно парящую мелодию, обрамляет всю арию. Выделяются героическая маршеобразная мелодия"Пламя свободы зажгло твою кровь" и завершающая дуэт торжественная, сдержанная тема"Так прощай, в этом мире мы навек расстаемся" . Словно тема рока грозно звучат последние хоральные аккорды, сопровождая трагическую развязку оперы.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и синий кругозор...
Вы не сон-счастье?-Я-быль, к счастью...

Аватар пользователя
fre saint
Администратор
Администратор
Сообщений: 27170
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 12:43
Откуда: оттуда
Благодарил (а): 3859 раза
Поблагодарили: 5968 раза
Контактная информация:

Re: Дон Карлос. Любителям оперы и в преддверии...

Сообщение fre saint » 29 окт 2016, 15:06

Вита, классная тема! [ok]
В счастье есть предательское что-то
горе человека не предаст


Только искусство может примирить человека с жизнью
Sol lucet omnibus


Вернуться в «Театры, постановки, концерты»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Rambler's Top100 Яндекс цитирования