Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон Дмитрий Хворостовский. Неофициальный сайт Дмитрий Хворостовский. Музыка. MP3. Видео. Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон
Статьи

Родниковой чистоты

дата публикации: 01-08-1990


теги: Метрополитен-опера Ковент-Гарден Белые ночи    

Дмитрий Хворостовский. Имя этого молодого вокалиста сейчас едва ли не у всех на устах, о нем говорят даже те, кто не бывает в филармонических залах, кто весьма равнодушен к оперному искусству. И это вполне объяснимо: находясь лишь в самом начале своего творческого пути, двадцатисемилетний певец из Красноярска, обладающий феноменальным голосом и потому с чрезвычайной легкостью ставший победителем целого ряда авторитетных конкурсов, оказался на Олимпе вокального искусства.

Триумфальные гастроли Д. Хворостовского – в рамках традиционного фестиваля искусств «Белые ночи» - только что состоялись в Ленинграде. Певец выступил с тремя программами: в первом концерте («русском») исполнялись романсы Чайковского и Рахманинова, во втором («итальянском») – сочинения итальянских композиторов XVII-XIX веков, а в третьем («сборном») – произведения отечественных и зарубежных классиков. Вокальные вечера артиста, прошедшие с неслыханным успехом и ставшие крупным событием в культурной жизни, буквально взбудоражили весь город. Если бы в нынешнем фестивале «Белые ночи» не принимал участия Д. Хворостовский, обладающий одним из самых высоких «рейтингов» среди вокалистов мира, то он, несомненно, оказался бы менее «белым», менее «звездным».

Этому русскому парню неистово рукоплещут лучшие залы Москвы и Ленинграда, Амстердама и Лондона, Нью-Йорка и Вашингтона. Как всегда, чуть-чуть опоздав, наши критики и журналисты, словно спохватившись, пишут восторженные отзывы: «Открытие!», «На горизонте яркий талант», «Голос, пленяющий сердца», «Аншлаг на Темзе», «Феномен Дмитрия Хворостовского», «Триумф Дмитрия Хворостовского», «Звезда» мирового масштаба» и т.д.

Каждым своим выступлением, будь оно в филармоническом зале или в оперном театре, певец неизменно подтверждает свой высокий класс, постоянно стремление к совершенству. «У меня свой идеальный образ певца, - признался он в одном из интервью. – Этот идеал, поверьте, очень высок, и я ясно вижу, что мне до него еще далеко».

Что бы ни пел Дмитрий Хворостовский, поразивший красотой своего баритона всю планету и вызвавший новую волну интереса к опере, его искусство всегда остается искусством высокой пробы. И мы можем гордиться, что в столь трудные для себя годы наш народ дал миру такого певца!

Д. Хворостовский скромен, но он знает себе цену («Я четко вижу, на что способен и чего могу достичь в дальнейшей жизни оперного певца») и не скрывает своих честолюбивых планов. Что ж, он современен. Ведь его на «ура» принимают в городах нашей страны, его стоя приветствуют за рубежом, за ним «охотятся» крупнейшие оперные театры мира – миланский «Ла Скала», нью-йоркский «Метрополитен-опера», лондонский «Ковент-Гарден»… - музыкальные общества, менеджеры, импресарио, агенты фирм.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что певец, несмотря на свою молодость, имеет богатый и разнообразный репертуар и постоянно заботится о его расширении. Это заслуживает большой похвалы, ибо нас уже давно приучили к тому, что многие известные солисты из года в год исполняют одно и то же. По всему видно, что Д. Хворостовский – труженик. Доказательством тому могут служить его ленинградские гастроли.

С января 1989 года по январь 1990 года певец познакомил слушателей с тремя различными программами: в первый приезд он пел романсы Чайковского и арии Генделя и Верди, во второй – сочинения итальянских композиторов (программа называлась «Из сокровищницы итальянского бельканто»), в третьей – романсы Рахманинова и арии из опер Рубинштейна и Чайковского (один концерт), камерные произведения «старых» итальянцев; Беллини и арии из опер Доницетти и Верди (другой концерт). И это не все. В Москве певец представил еще одну программу, составленную из фрагментов опер Чайковского.

Рассказывая о творчестве Д. Хворостовского, важно подчеркнуть, что он боится повторений, считая их проявлением неуважения к публике. Для «бисов» у него подготовлен ряд русских народных песен, вокальных миниатюр (например, «Колыбельная» Равеля), романсов и оперных арий отечественных и зарубежных композиторов. Известно, что певец активно работает и над новыми программами, в частности, над программой, посвященной творчеству Глинки.

Те, кто хорошо знаком с театральными работами Д. Хворостовского, с восторгом говорят о его Сильвио в «Паяцах» Леонкавалло, Евгении Онегине в одноименной опере Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, Жермоне в «Травиате», Роберте и Елецком в операх Чайковского «Иоланта» и «Пиковая дама». По общему мнению, великолепный голос певца везде подкреплен редким актерским талантом, умением мгновенно перевоплощаться, жить в образе на протяжении всего спектакля, тонко чувствовать своих партнеров. Д. Хворостовский, обладающий к тому же броской внешностью, сценическим обаянием и превосходной дикцией, рожден быть оперным певцом.

Есть глубокий смысл в том, что свои вокальные вечера, даже с итальянской программой, Д. Хворостовский чаще всего завершает русской народной песней «Ноченька» (исполняемая на «бис», она неизменно звучит как откровение и является, по общему мнению, маленьким шедевром молодого певца). Тем самым он как бы дает понять, что он русский человек и что свое творчество он не мыслит без национального, народного начала. Принимая участие в одной из передач Всесоюзного радио, Д. Хворостовский счет необходимым подчеркнуть, что он рос под опекой бабушки, которая долгое время жила в деревне, знала много песен и часто их пела.

В наши дни, как известно, наблюдается процесс постепенного отхода серьезных исполнителей от русской народной песни. Об этом с тревогой говорила Ирина Константиновна Архипова: «Основа всего живого и светлого в художничестве – это самобытные национальные корни, без которых нет и не может быть цветущей кроны искусства. Поэтому особого внимания заслуживает охрана чистоты и неприкосновенности национальных традиций, народной музыки. Народная песня – такое же бесценное достояние, как поэзия Пушкина, живопись Рублева, музыка Мусоргского, и она требует к себе не менее почтительного, трепетного и бережного отношения. Мы же от нее часто стали отмахиваться как от назойливой мухи, что не делает чести организаторам концертной жизни, людям, определяющим репертуарную политику, да и вообще нашим средствам пропаганды и музыкально-эстетического воспитания». Судя по всему, Д. Хворостовский неравнодушен к судьбе русской народной песни, знает истоки, корни своего блистательного таланта. Вот почему у слушателей замирает сердце и перехватывает дыхание, когда он поет «Ноченьку» и «Ах, ты, душечка».

«Русскость» Д. Хворостовского видна, что называется, невооруженным глазом. О ней особенно любят рассуждать зарубежные специалисты. В певце рельефно проявляются основные черты русского национального характера в его сибирском проявлении – обостренное чувство «малой» родины («Это мое гнездо, куда я всегда буду возвращаться», - говорит он о своем родном Красноярске), открытая улыбка, скромность, благородно мужественная манера держаться на людях, внутреннее достоинство, творческий азарт, упорство и вместе с тем склонность – не по годам – к рефлексии, грусти и печали («Гнетет одиночество», - уже не раз признавался он в беседах с корреспондентами), отнюдь не бездумно-радужное восприятие мира. Русское начало дает о себе знать и в таких деталях, как осанка певца, поворот его головы, его поклоны, его проход по сцене. Одним словом, и в облике Д. Хворостовского, и в неповторимом тембре его голоса отразилась Россия. Не случайно певца воспринимают за границей как «русское чудо».

На Западе сразу же поняли, что Д. Хворостовский – это гордость России. Собственный корреспондент газеты «Труд» В. Сиснев, рассказывая о триумфальных концертах певца в США, обратил внимание на то, что «американцы относятся к Дмитрию Хворостовскому как к ценнейшему русскому национальному достоянию, для них не имеют значения его возраст, и отсутствие у него почетных званий». Понимают ли у нас в стране, сколь высокое место занимает наш соотечественник в современном вокальном искусстве, кто такой Дмитрий Хворостовский? Увы, далеко не все…

Да, мы расточительны и недостаточно внимательны к своим талантам. Да, мы теряем чувство меры, достоинство, художественные критерии, когда встречаем на родине тех, кто сравнительно недавно покинул нашу страну и кто ныне приезжает взглянуть на плоды перестройки, продемонстрировать свою теперешнюю респектабельность и «конвертируемость». Мы мало ценим тех, что всегда оставался со своим народом, прославляя отечественное искусство. В этой связи хочется сказать: давайте будем умнее – создадим все условия для полной реализации таланта Д. Хворостовского. Неужели Россия опять не позаботится о том, кто стал ее славой, гордостью и надеждой? Однако и обращаясь непосредственно к Дмитрию Александровичу Хворостовскому, хотелось бы сказать несколько слов.

Часто и подолгу бывая в зарубежных странах, где, как правило, люди живут лучше нас, выступая на самых престижных сценах мира, воспринимая, как должное, шквал оваций и криков «браво» тамошних зрителей, получая крупные гонорары за свою трудную и вдохновенную работу (талант от Бога стоит дорого), не забывайте о том, что «Родина помнит, Родина знает», что вас с нетерпением ждут Красноярский край, Россия, Союз Советских Социалистических Республик. Подобно нашей несравненной Елене Васильевне Образцовой, спешите домой, к своему народу. Помните – он любит вас, как никто. Впрочем, нужны ли это слова? Судя по многим признакам, вы бесконечно преданы своей стране и своему народу, вы ощущаете себя сыном России.

П. Бекедин

Источник: Газета «Советская Россия», 1990 год, 01 августа, № 182, стр. 4.




Из мира музыки

Интерактивный глобус
Галерея
Для Firefox, Chrome

Ссылки


 
новости, афиша | биография | музыка | видео | публикации | фото | форум | тексты, ноты

Администрация сайта admin@hvorostovsky.su
Техническая поддержка support@hvorostovsky.su

Разработка и дизайн © Alrau@list.ru 2004-2010
В оформлении сайта использованы фотографии Павла Антонова

Rambler's Top100 Яндекс цитирования