Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон Дмитрий Хворостовский. Неофициальный сайт Дмитрий Хворостовский. Музыка. MP3. Видео. Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон
Статьи

Ария Демона над парком

дата публикации: 06-07-2009


теги: интервью   концерт   Раанана      

4 июля в Амфипарке Раананы состоялся сольный концерт Дмитрия Александровича Хворостовского. К исполнителю такого уровня и с таким количеством наград и званий обращаться можно только по имени-отчеству, хотя Дмитрий Александрович - молод, силен и что еще важнее - полон планов и генерирует идеи одна за другой. Одна их таких идей - выступление в Израиле, где впервые он побывал в 1997 году, представив программу русской духовной музыки на одном из международных Фестивалей искусств.
 
Шумиха сопровождает Хворостовского всегда и повсюду - от выступлений с лучшими симфоническими оркестрами и на главных оперных сценах мира (в его репертуаре - около 50 оперных партий) до съемок клипов песен Игоря Крутого в России. Но есть и минуты тишины: в саду его лондонского дома поют птицы, и он наслаждается их пением в редкий день отдыха с семьей.
 
- Вы увенчаны наградами, как рыцарь закован латами - так их много. Заслуженный артист России, народный артист России, лауреат первых премий Всероссийского конкурса вокалистов и Всесоюзного конкурса имени Глинки, в 1988 году вы получили Гран-при конкурса в Тулузе, в 1989-м - титул "Лучший голос" на конкурсе Би-Би-Си в Кардиффе. Вы лауреат международной премии "Золотой Орфей" Парижской академии оперных грамзаписей, лауреат Государственной премии России, по итогам 2005 года вы стали лауреатом престижной премии "Соотечественник года". Чего-то еще не достает? Что бы вам еще хотелось - какого звания?
 
- Последний раз очередное "звание" мне предоставили 2-3 года назад. Народного артиста России я получил, будучи очень молодым и, честно говоря, это звание есть у многих - достойных и менее достойных. Это, конечно, большая честь, но количество наград и почестей далеко не единственный критерий.
 
- Что же является критерием для оперного певца? Разумеется, помимо восхищения публики и интереса импресарио…
 
- Саморазвитие. Постоянное движение вперед, освоение нового репертуара, профессиональные цели и творческий рост. Перманентное недовольство собой - это и есть основной критерий. Именно это недовольство позволяет превозмогать себя и покорять новые вершины. Звания - это почетно, но это скорее строчки в неком табеле о рангах. Настоящего артиста невозможно втиснуть ни в какой табель.
 
- Вы говорите о постоянном движении вперед, о новом репертуаре. Но в программу вашего концерта в Израиле были включены арии из почти забытых опер - "Демона" Антона Рубинштейна и "Вильгельма Телля" Россини. Это крайне редко исполняемые произведения. Вы выбрали их намеренно, из желания воспитывать публику, забывающую о своем развитии?

- Я никогда не пытаюсь публику воспитывать - это не мое дело. Эти оперы редко исполняются во всем мире, но арии из них популярны и звучат довольно часто, так что их вполне можно исполнять на сольном концерте. Сами арии интересны, красивы, написаны для баритона - естественно, что я их пою. Поначалу я собирался исполнить одну из арий Вагнера, но мне объяснили, что в Израиле лучше Вагнера не петь, это достаточно скандально.
 
- Это была просьба импресарио? Насколько он вмешивается в ваш репертуар?
 
- Мой импресарио абсолютно не причастен к творческой стороне дела. Он организует
выступления, а репертуар определяю я. Именно я сам полностью ответственен за творческую часть, составляю удобные мне и любимые многими программы, естественно учитывая, где и для кого проходит концерт. Поскольку в Израиле концерт устраивался в основном для русскоязычной публики и на большой открытой площадке, то программа его должна была быть более развлекательной. И если в первом отделении я исполню оперные арии, в том числе и свои любимые, вердиевские, из "Травиаты" и "Риголетто", то во второе отделение я включил популярные песни Пахмутовой, песни военных лет Блантера, Богословского, Бабаджаняна, неаполитанские песни…
 
- А что бы вы спели для коренных израильтян?
 
- В моем репертуаре пока нет ни новых израильских песен, ни песен на иврите на слова известных еврейских поэтов средневековья или прошлого века - но всё в будущем!
 
- Вообразите невообразимое: вы прилетаете в Израиль впервые, вас здесь никто не знает. Страшно, но надо самому рассказать о себе публике. Как бы вы это сделали?
 
- Я бы начал петь, а не говорить - петь оперные арии, то, что я умею делать лучше всего. Арии из опер Верди, Чайковского, Россини. А потом бы исполнил неаполитанские песни и песни военных лет, к примеру "Жди меня".
 
- Вы выбрали точно. "Жди меня" знают и израильтяне, эта песня переведена на иврит. Но главным для вас все-таки остается опера - несмотря на камерный репертуар, песни военных лет, исполнение романсов и ораторий, духовной музыки русских композиторов, произведений Малера и Де Фальи, специально для вас написанного цикла Георгия Свиридова на стихи Блока и Есенина, десятки альбомов на Philips Classic и Delos...
 
- Опера вошла в мою жизнь еще в детстве. И до сих пор в моем репертуаре преобладают итальянские и русские оперы. "Пиковую даму" Чайковского я считаю шедевром.
 
- А что вы думаете по поводу репертуарного оперного театра? Ведь эпоха академического оперного театра с постоянной труппой, с "домашними" певцами закончилась. На что сейчас идут в оперный театр - на любимых "своих" исполнителей или на заезжих звезд?

- Во всем мире сильна тенденция к блеску - то есть оперный театр прежде всего должен блистать на очень высоком уровне, и потому относительное затишье репертуарной труппы себя изжило. Я за то, чтобы в оперных театрах выступали гастролеры, но это ни в коем случае не должны быть залетные, случайные исполнители: ведь опера - жанр многоплановый и командный одновременно. Те, кто принимают участие в спектакле, должны готовить его месяцами, но любая интересная постановка на высоком уровне должна включать и звезд. Оперные спектакли требуют сегодня не только сложных декораций, но и особой пластики певцов, потому любой приезжий солист обязан стать частью команды. Надо искать новые пути для того, чтобы опера не стала музейным жанром, чтобы зрители нашли отражение в спектаклях своим эмоциям - в опере они эстетичнее всего.
 
- Вы ездите по всем миру. Как любой исполнитель высочайшего класса немало времени проводите в самолетах. Есть ли у вас до сих постоянный педагог, к которому вы можете приехать из любой точки земного шара и разрешить профессиональные сомнения, если они возникают? Насколько это необходимо певцу вашего уровня?
 
- Я занимаюсь самостоятельно уже 20 лет - с того времени, как полностью занялся своей карьерой. Но мой случай не типичен: певцы очень высокого уровня продолжают заниматься с педагогами. Просто мне, из-за моего характера, педагог бы мешал.
 
- Вы чересчур независимы?
 
- Так уж сложилось. Пять лет я проучился в Красноярском институте искусств у Екатерины Константиновны Иофель, которая прекрасно меня обучила определенным навыкам, в том числе и тому, как заниматься самостоятельно. Так что в том, что я на данный момент представляю собой, заслуга в основном моего собственного труда.
 
- После 20 лет карьеры еще не настала пора завести учеников?
 
- Абсолютно нет. Никакого педагогического начала я в себе не чувствую. У меня нет ни желания, ни времени, ни возможностей вести занятия. Я постоянно занят, времени едва хватает на себя. Хотя иногда я участвую в мастер-классах: мне это интересно, я пытаюсь передать свой опыт, но постоянные занятия со студентами не планирую.
 
- С раннего детства вы любили слушать пластинки, еще в родительском доме у вас была коллекция записей. Собрание дисков пополняется? Есть ли у вас время слушать новые записи?
 
- Слушать музыку - это часть моего рабочего процесса. Я всё время слушаю новую музыку, новых певцов и своих любимых оперных исполнителей и до сих пор много черпаю для себя в этом.
 
- Электронная музыка, техно - записи таких стилей есть в вашей фонотеке?
 
- Конечно. Тем более, что я работаю над 24 песнями Игоря Крутого для нового проекта. Эти произведения написаны в жанре хаус-мьюзик, немного техно. Есть в этом проекте и русский романс, французский шансон, итальянская традиционная канцона, лаунж. Я достаточно много времени изучал эту музыку, и мне она явно нравится.
 
- Лично я предпочитаю ваши оперные записи. Существует ли пока чисто теоретическая возможность услышать вас на сцене Тель-Авивской оперы?
 
- Это несколько неожиданный вопрос… Хотя всё возможно!

 

Источник:  http://tarbut.zahav.ru/cellcom/music/article.php?view=303/  Беседовала Маша Хинич 




Из мира музыки

Интерактивный глобус
Галерея
Для Firefox, Chrome

Ссылки


 
новости, афиша | биография | музыка | видео | публикации | фото | форум | тексты, ноты

Администрация сайта admin@hvorostovsky.su
Техническая поддержка support@hvorostovsky.su

Разработка и дизайн © Alrau@list.ru 2004-2010
В оформлении сайта использованы фотографии Павла Антонова

Rambler's Top100 Яндекс цитирования