Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон Дмитрий Хворостовский. Неофициальный сайт Дмитрий Хворостовский. Музыка. MP3. Видео. Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон
Статьи

Дмитрий Хворостовский покоряет Нью-Йорк

дата публикации: 31-12-2002


теги: концерт   метрополитен опера   нью-йорк    

 

Дмитрий Хворостовский на вопрос, есть ли в мире концертные залы или театры, где ему уютно, отвечает: "Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Акустика великолепная, поется прекрасно… Все чудесно друг к другу относятся, легко работается". Правда, "Мет жильем не занимается, и даже авиабилет иногда оплачивается там только в экономклассе и в одном направлении - гордитесь, мол, что поете у нас".

Слушатели хорошо помнят концертное исполнение Дмитрием Хворостовским "Евгения Онегина" в дуэте с прославленной солисткой Метрополитен Опера Рене Флеминг, главные партии в спектаклях "Война и мир", "Пиковая дама" и другие.

Любит Хворстовский и Карнеги-холл, где несколько лет назад с огромным успехом исполнял свиридовский цикл песен на стихи Блока "Петербург и другие". Похоже, что одному из самых известных баритонов мира пришлась по душе и главная сцена нью-йоркской филармонии - Эвери Фишер-холл: в рамках фестиваля Mostly Mozart в августе 2002 года, выступая с Московским камерным оркестром, он исполнил там несколько популярных неаполитанских песен. "Нет ли у вас лишнего билетика?" можно было услышать уже на дальних подступах к Линкольн-центру - успех певца был чрезвычайным. К слову сказать, одна уважаемая местная русскоязычная газета дважды освещала этот концерт и дважды допустила курьезные опечатки: фамилию певца в подзаголовке статьи обозначила как "Хворостовскйи", а оперу Чайковского назвала "Пиковая дома". Так вот, "Пиковая…" на этот раз таки осталась дома, а в концерте в Эвери Фишер-холле Хворостовский в сопровождении оркестра филармонии под управлением Юрия Темирканова исполнил "Песни и пляски смерти" Мусоргского.

Мусоргский написал этот цикл для голоса и фортепиано на стихи Арсения Голенищева-Кутузова, близкого друга композитора, с которым какое-то время они даже снимали одну квартиру. В начале 1961 года Д.Д.Шостакович, для которого творчество Мусоргского было особенно близким и служило постоянным источником вдохновения, услышал цикл в исполнении Галины Вишневской и решил оркестровать его, посвятив Г.Вишневской. Премьера состоялась ровно 40 лет назад, в Горьком, оркестром Горьковской филармонии дирижировал Мстислав Ростропович.

Дмитрий Хворостовский уловил и сумел донести до слушателей естественную, вырастающую из характерных интонаций русской речи мелодику песен. С первых же нот певец погружает слушателей в атмосферу происходящего, заставляя почувствовать страдания терзающейся матери. В "Серенаде" широко звучит лирическая мелодия, передающая торжество любви молодой женщины, даже перед лицом смерти. В "Колыбельной" Хворостовский наполняет тревогой знакомые нам с детства слова "баюшки, баю, баю", вложенные не в уста страдающей матери, а - ликующей Смерти. Русской народной музыкой пронизан "Трепак", в котором звучат цитаты из заупокойной молитвы. В "Полководце" лирика естественно сменяется эпическим изображением битвы, голос Хворостовского постепенно наполняется мощью и скорбью, когда звучат финальные слова, произносимые Смертью. После концерта я беседую с Дмитрием Александровичем.


Первый вопрос: чем интересен ему цикл Мусоргского-Шостаковича?

- [Это] эмоциональный, технически очень сложный и своеобразный вокальный цикл, - говорит Хворостовский. - Казалось бы, всего только четыре песни, но они требуют от певца полной отдачи творческих сил. Здесь, в Эвери Фишер-холле я их уже пел. Это было в 1995 году, оркестром тогда дирижировал Валерий Гергиев. А вообще я пел "Песни и пляски…" много раз и много лет по всему миру, они постоянно в моем репертуаре… [Цикл] привлекает и одновременно отталкивает. Это одна из жемчужин русской музыкальной литературы, и исполнять "Песни…" - большая честь для певца. Их исполнение имеет огромные традиции, в том числе исполнение великим Шаляпиным. За них брались не только мужские, но и женские голоса. Вот поэтому петь их - большая ответственность. Цикл этот необычен и сложен не только в вокальном смысле, необычна и сама тема: Смерть и ее жертвы, предстающие в разных обличьях. Я думаю, она актуальна и в наше время. Очень важно было найти музыкальный баланс между образами Смерти и ее жертв, проявив при этом собственное отношение. Здесь приходится идти буквально как по канату: шаг в сторону, и получится либо заштампованный "кич", либо недобор, когда вообще ничего не будет понятно. Это еще и актерски очень напряженная работа, потому что, с одной стороны, - театральный диалог, а с другой - все-таки камерный стиль. Нужно достаточно много и глубоко что-то иметь в себе, чтобы представить это слушателю, не выпячивая себя.


- Не так давно в этом же зале вы пели нечто совершенно противоположное - неаполитанские песни Куртиса и других итальянцев. Успех концерта был огромным, но некоторые критики увидели в этом шаг от "высокого" классического искусства в сторону "популизма". Вы любите неаполитанские песни?

- Если бы не любил, то и не пел. К счастью, я редко читаю рецензии. Неаполитанские песни написаны достаточно давно, так что их можно считать классикой. Корни их исполнения идут еще от великого Карузо, и после него неаполитанские песни пели великие голоса. Так что их исполнение никаким грехом для себя не считаю, точно так же, как и исполнение русских народных песен - и те, и другие пою на самых больших сценах мира. Я достаточно долго занимался изучением неаполитанских песен. Это часть фольклора, часть большой итальянской культуры, хотя неаполитанский диалект сильно отличается от литературного итальянского языка. Он стоит того, чтобы изучать его отдельно, чему я посвятил достаточно много времени. Я изучал и творчество неаполитанских певцов, причем не только оперных, но и народных. Это была большая и интересная работа.


- Многие поклонники вашего творчества слушали "Евгения Онегина" с вашим участием в дуэте с Рене Флеминг в концертном исполнении (концерт транслировался по телевидению). Нет ли в ваших планах совместного спектакля по "Онегину"?

- Сделал бы это с большим-большим удовольствием, я очень люблю Рене. Но "Онегина" в совместных планах нет. Мы поем с Рене в "Травиате" на открытии следующего сезона в Метрополитен Опера.


- В прошлом году мы вас видели на телеканале PBS в канадском фильме-опере по Моцарту "Дон-Жуан без маски". Собираетесь ли вы петь "Дон-Жуана" на сцене?

- Не собираюсь, а уже собрался! "Дон-Жуан" есть в репертуаре Метрополитен Опера в этом сезоне, и я в нем пою с конца декабря 2002 года.


- Вопрос, не связанный с творчеством, но всегда интересующий публику: где вы сейчас живете и бываете ли в родном Красноярске?

- Живу по-прежнему в Лондоне, а в Красноярске бываю, хотя и редко. Последний раз - года два назад. А вообще в Россию приезжаю довольно часто. Я был в Москве как раз в тот день, когда случился этот жуткий инцидент с захватом террористами мюзикла "Норд-Ост". Должен был петь в концерте на церемонии награждения премией "Тэффи". Но, как вы знаете, в тот день все мероприятия отменили…

 

Автор: Виталий ОРЛОВ (Нью-Йорк)

 




Из мира музыки

Интерактивный глобус
Галерея
Для Firefox, Chrome

Ссылки


 
новости, афиша | биография | музыка | видео | публикации | фото | форум | тексты, ноты

Администрация сайта admin@hvorostovsky.su
Техническая поддержка support@hvorostovsky.su

Разработка и дизайн © Alrau@list.ru 2004-2010
В оформлении сайта использованы фотографии Павла Антонова

Rambler's Top100 Яндекс цитирования