Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон Дмитрий Хворостовский. Неофициальный сайт Дмитрий Хворостовский. Музыка. MP3. Видео. Дмитрий Хворостовский. Оперный певец. Баритон
Творческая биография

Обучение и первые успехи

Уже в училище педагогам было ясно, что молодой студент Хворостовский обладает неординарной музыкальностью и красивым голосом. Поэтому они рекомендовали его для продолжения образования в недавно открывшийся в городе Красноярский государственный институт искусств. В 1982 году Дмитрий поступает на вокальный факультет, в класс профессора Екатерины Константиновны Иофель (1923-2017). Она была одним из лучших педагогов по вокалу в СССР. Отличный методист, в прошлом оперная певица (меццо-сопрано), а главное – сильный и требовательный педагог, она сразу верно определила тип голоса как баритон, и умно повела начинающего певца. Кроме того, именно благодаря организаторским способностям и авторитету Екатерины Константиновны среди краевых властей, к работе в институте искусств были привлечены замечательные преподаватели других музыкальных дисциплин, иностранных языков, сценического движения, концертмейстеры, дирижеры. Студенты получали не только комплексное профессиональное музыкальное образование, без всяких скидок на сибирскую отдаленность, но и ежедневно впитывали высокий уровень общей культуры и воспитания. Екатерина Константиновна исповедовала принцип пения произведений на языке оригинала, хотя традиции обучения в советских музыкальных вузах, и соответственно – исполнений в оперных театрах, были тогда другими. Сама хорошо владея немецким языком, она добивалась от своих учеников грамотного вокального произношения при пении иностранных слов, требовала знания дословного перевода каждой фразы. Это сослужило Дмитрию хорошую службу. Ивари Илия позднее вспоминал, как его «приятно поразил Хворостовский» пением на немецком языке. 

Школа Е.К. Иофель определила становление Хворостовского как профессионального певца. Дмитрий понимает: чтобы овладеть в совершенстве вокальным искусством, нужна ежедневная, вдумчивая, самоотверженная работа, нужна самодисциплина, ведь педагог – не нянька, а наставник. За пять лет обучения он не пропустил ни одного урока по специальности. Через всю жизнь пронес благодарный ученик наставления Екатерины Константиновны, которая не допускала формирования верного по технологии, но пустого, бессмысленного звука. Каждый звук должен нести мысль, чувство, проникать в сердца слушателей. А главное – «в искусстве нет конца, есть только начало». 

Студенты класса Иофель давали много концертов, и это тоже был один из методов обучения. Выступали в заводских цехах, в сельских домах культуры, в воинских частях, в дни государственных праздников и в дни каникул. Зачастую и пианино были «не в форме» (а роялей не было и в помине), и публика сидела в пальто, и с акустикой не всегда везло. Но при пении Дмитрия всегда происходило чудо – даже не понимая ни слова из итальянских арий, далекие от классической музыки слушатели не могли сдержать слез, переживая его героям. Произведения и задачи на уроках постепенно усложнялись, приходила вокальная свобода, развивалась техника, быстро осваивался репертуар любой сложности. Уже педагог проводила занятия с талантливым студентом практически без слов, только иногда подсказывая ему глазами или движением руки нюансы исполнения. В апреле 1984 года на творческом отчете института в малом зале филармонии студент II курса Дмитрий Хворостовский с успехом исполняет романс Демона "На воздушном океане" из оперы "Демон" Рубинштейна в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижирует заслуженный деятель искусств России Иван Шпиллер. Студентом III курса его приглашают солистом в Красноярский театр оперы и балета, сначала на партии второго плана, а затем вводят на первые партии в операх Чайковского "Иоланта", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", Верди "Травиата", Гуно "Фауст", Леонкавалло "Паяцы". Дмитрия интересовало в театре всё, он с самого начала имел своей целью не пение партии, а исполнение роли, впитывая советы и набираясь опыта от старших коллег. По его собственному признанию, он прежде всего «думал об образе», а не о нотах и легато. А с IV курса началась подготовка к конкурсам. 

Любой конкурс требует от участника разностороннего дарования - надо владеть разной техникой, иметь развитое чувство стиля исполняемой музыки, да и здоровьем надо обладать железным, чтобы оно не подвело в самый ответственный момент. Каждый день надо быть в форме, каждый день надо делать шаг вперед. Вокальных конкурсов в СССР проводилось совсем немного, и о них знали все профессионалы. Но даже право на включение в список участников надо было еще заслужить, а призовые места, как правило, занимали вокалисты из столичных консерваторий. Тем значительнее были конкурсные успехи молодого певца из далекого Красноярска, выпускника мало кому известного института искусств. 

В июле 1987 года Хворостовский становится лауреатом I премии Всероссийского конкурса вокалистов, проходившего в г.Перми, по результатам которого он был рекомендован к участию в XII Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в г.Баку в октябре 1987 г. Многотрудный глинковский конкурс – этап в жизни любого вокалиста. Сложность была и в том, что по тогдашней традиции, в жюри сидели педагоги, ученики которых были участниками конкурса. А у Дмитрия Хворостовского и его концертмейстера Рехи Дравиной не было там никого. Надо было надеяться только на себя, свой талант, свою звезду. И он прошел все туры с отрывом от всех участников. А на третьем туре председатель жюри, народная артистка СССР, знаменитая певица Ирина Константиновна Архипова (1925-2010), вопреки всем конкурсным правилам, встала и захлопала от восхищения. Он покорил ее сразу и навсегда – своим погружением в смысл исполняемой музыки, культурой звука, чувством стиля, красотой и благородством голоса, своим музыкантским потенциалом, который она, как опытнейший профессионал, сразу услышала в этом долговязом юноше из Сибири. И на протяжении всей своей жизни И.К. Архипова поддерживала Дмитрия Хворостовского, направляла, радовалась его творческим успехам, не пропуская ни одного концерта в Москве. 

В 1988 году Хворостовский становится обладателем «Гран-при» на престижном международном конкурсе вокалистов в Тулузе (Франция), концертмейстер Людмила Курицкая. Как победитель конкурса он получает оперный дебют в Европе - партию Елецкого в спектакле "Пиковая дама" в оперном театре Ниццы (Франция).

В этом же году Дмитрий Хворостовский впервые спел на американском континенте. Ирина Архипова привезла в Нью-Йорк молодых советских вокалистов-лауреатов. Концерт состоялся в небольшом зале, публика была в основном русская, но среди слушателей оказался и молодой американский музыкант Константин Орбелян. Тогда он впервые услышал Дмитрия, запомнил его, выделил среди других. Это выступление в Нью-Йорке получило восторженную оценку в газете «New-York Daily News»: «Последний из популярных русских баритонов… оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца… Дмитрий Хворостовский уже является звездой первой величины…»

© hvorostovsky.su 2017




Из мира музыки

Интерактивный глобус
Галерея
Для Firefox, Chrome

Ссылки


 
новости, афиша | биография | музыка | видео | публикации | фото | форум | тексты, ноты

Администрация сайта admin@hvorostovsky.su
Техническая поддержка support@hvorostovsky.su

Разработка и дизайн © Alrau@list.ru 2004-2010
В оформлении сайта использованы фотографии Павла Антонова

Rambler's Top100 Яндекс цитирования